Секреты делового успеха

Основные концепции предпринимательской деятельности

В настоящее время компании могут работать, руководствуясь одной из пяти основных концепций предпринимательской деятельности.

Концепция совершенствования производства

Основана на том, что потребитель и в дальнейшем удовлетворен товаром, который уже имеется в продаже. Она давно используется продавцами в их деятельности. В этом случае управление следует направить на усовершенствование производства и улучшение форм и методов сбыта.

Концепция совершенствования производства может быть актуальна, когда:

  • спрос на товар превышает предложение;
  • себестоимость товара очень высокая и повышение продуктивности производства позволяет ее снизить.

Известный промышленник Генри Форд хотел довести производство одного из своих автомобилей до совершенства, чтобы стоимость автомобиля уменьшилась, и он стал доступным для большинства потребителей. Форд говорил, что он может предложить клиентам автомобиль любого цвета при условии, что он будет черным.

Концепция совершенствования товара

Заключается в том, что потребитель отдает предпочтение товарам высокого качества, поэтому компании направляют всю свою энергию на непрерывное усовершенствование своей продукции.

Некоторые производители уверены, что если они смогут создать идеальную мышеловку, все встанут в очередь за их товаром. Однако практика говорит о том, что это не так. Возможно, клиенты отдадут предпочтение химическим препаратам для борьбы с грызунами или заведут кошку.

К сожалению, концепция совершенствования товара может обернуться «маркетинговой близорукостью». Более того, даже самая лучшая мышеловка не будет продаваться, если ее дизайн, упаковка или цена не устроят покупателей. Если не убедить их в том, что именно эта мышеловка – лучшая в мире.

Концепция интенсификации коммерческих усилий

Предполагает, что потребители не будут покупать товар, если компания не приложит усилия для его продвижения на рынок и не организует широкомасштабную продажу.

Как правило, в этом случае целью компании является продать то, что она производит, а не производить то, что требует рынок. Именно поэтому маркетинг, который основан на стратегии агрессивных продаж, связан с большим риском. Он ориентирован на одноразовую сделку, а не на установление долгосрочных отношений с покупателем. Представьте себе, что клиент остался недоволен товаром или обслуживанием?

Довольный клиент расскажет о понравившемся товаре 3 друзьям и знакомым, а о том, который его не устроил – 10.

Схема концепции интенсификации коммерческих усилий:

Схема концепции интенсификации коммерческих усилий

Обратите внимание, что концепция интенсификации коммерческих усилий:

  • отталкивается от производства;
  • ориентируется на товары, которые уже произведены;
  • требует агрессивных методов продажи вместе с активным продвижением товара на рынок.

Концепция маркетинга

Предполагает, что достижение компанией своих целей зависит от определения запросов потребителей, а также от эффективного их удовлетворения. Многие крупные компании работают на принципах маркетинга и всегда их соблюдают.

Схема маркетинга, ориентированного на потребителя:

Схема маркетинга, ориентированного на потребителя

На схеме четко видно, что концепция маркетинга исходит из четкого определения потребительского спроса, производство ориентируется на потребности покупателя, а компания получает прибыль от создания длительных отношений с ним. Использование концепции маркетинга дает возможность производить то, что требуется потребителю, объединяя удовлетворение клиентов с получением прибыли.

Концепция социально-этического маркетинга

Является самой современной. Ее авторы задаются вопросом, можно ли считать концепцию маркетинга достаточной в то время, когда возрастет число экологических проблем, быстро растет численность населения, происходит истощение природных ресурсов.

Всегда ли компании, которые удовлетворяют индивидуальные потребности клиента, делают все возможное для потребителей и общества, если оценивать их работу на протяжении нескольких десятков лет?

В качестве примера рассмотрим рестораны быстрого питания. Они предлагают поесть вкусно, быстро и недорого. Но в последнее время многие потребители и экологические организации оценивают деятельность сети быстрого питания по-другому. Они считают, что гамбургеры, жареные цыплята и картофель-фри – это нездоровое питание, слишком жирное и соленое. Удобная для потребителей упаковка является источником загрязнения окружающей среды.

Таким образом, стремясь удовлетворить потребности покупателей, рестораны быстрого питания одновременно создают угрозу здоровью своих клиентов и провоцируют экологические проблемы. Подобные проблемы привели к возникновению концепции социально – этического маркетинга.

Социально-этический маркетинг – расширенная концепция маркетинга, требующая учета всех общественных и экологических последствий деятельности компании и использования выпускаемых товаров.

Концепция социально-этического маркетинга призывает маркетологов стремиться к достижению равновесия между целями маркетинга (прибылью компании, запросами потребителей) и интересами общества.

Схема социально-этического маркетинга:

Схема социально-этического маркетинга:

Развитие концепции предпринимательской деятельности:

  • Концепция производства – улучшение производимых товаров и системы распределения.
  • Концепция товара – последовательное совершенствование товаров.
  • Концепция сбыта – сбыт, нацеленный на долгосрочные перспективы.
  • Концепция маркетинга – достижение удовлетворения потребителей.
  • Концепция социального маркетинга – разрешение проблем, касающихся рыночной среды.

Вам может быть интересно

Кнопка «Наверх»