Главная » Психология » Психология мотивации
banner3

Психология мотивации

Психология мотивации

Психологи разработали несколько моделей мотивации. Эти модели еще раз подтверждают, что люди работают намного эффективнее, если у них есть возможности для удовлетворения различных потребностей.

Мотивы человека, побуждающие его к активным действиям, психологи делят на группы:

  • первичные, или врожденные (общие для людей и животных);
  • вторичные, или приобретенные (социальные достижения, власть, личностный рост).

Психолог Абрахам Маслоу объединил все эти мотивы в пять групп, и на их основе выстроил модель самореализации. По его мнению, уровень мотивации человека можно понять на основании иерархии его потребностей.

Пять групп потребностей человека:

  • физиологические потребности (пища, тепло, крыша над головой, секс, то есть, животные потребности);
  • безопасность (ощущение защищенности, отсутствие страха);
  • социальные потребности (взаимодействие с другими людьми, наличие друзей);
  • уважение (хорошее отношение со стороны других людей, признание заслуг);
  • самореализация (реализация внутреннего потенциала, победы и достижения).

Перечисленные потребности удовлетворяются по очереди, начиная с нижней ступени иерархии по направлению к верхней. Стремления человека направляются на тот уровень, потребности которого не удовлетворяются (если вам нечего есть, вы, вряд ли будете беспокоиться о реализации своего внутреннего потенциала).

Как только потребности нижнего уровня удовлетворяются, стимул к преодолению трудностей пройденного этапа становится неактуальным, и человек задумывается об удовлетворении потребностей следующего уровня.

По мере продвижения вперед становится все труднее успешно подниматься на следующую ступень, поэтому немного людей достигают уровня самореализации. Обычно это происходит уже в зрелом возрасте.

Людей, достигших самореализации, можно определить по нескольким особенностям:

  • Они полностью принимают себя и окружающих людей.
  • Они независимы от культуры и общества, в котором живут.
  • Они живут немного отстраненно, но есть несколько человек, к которым они привязаны.
  • Они беззаветно преданы своему делу.
  • Они ценят такие простые вещи, как восход солнца и пение птиц.
  • Они иногда переживают глубокие личные потрясения в результате влияния «пиковых ощущений» (намного чаще обычных людей).

Пиковые ощущения очень позитивны по своей природе и часто заставляют человека изменять направление поведения в будущем. В такие моменты человек ощущает, как перед ним открываются все горизонты, он всесилен, и в то же время слаб.

Иерархия потребностей Маслоу подходит к любой человеческой деятельности, но особенно – для мотивации в профессиональной сфере. Использование этой модели в рабочей обстановке не потребует особых затрат, но создаст благоприятный психологический климат.

При составлении списка рабочих обязанностей, создании рабочих условий и структуры организации нужно помнить обо всех ступенях иерархии потребностей. Для более эффективной мотивации сотрудников недостаточно обеспечивать только физиологические потребности и безопасность. Нужно обращать внимание и на потребности высших ступеней, так как служащим нужны взаимодействие и уважение. Чем больше реализованных амбиций у работника, тем больше его отдача компании.

Чтобы более эффективно удовлетворить высшие потребности (психологические и социальные) человека, можно использовать модель мотивации Фредерика Герцберга. Она основана на двух элементах:

Базовые факторы мотивации (потребность избежать боли в прямом и переносном смысле):

  • заработная плата, поощрения и льготы (предоставляемые компанией автомобиль, мобильный телефон, ноутбук);
  • условия и режим работы на рабочем месте;
  • правила и законы, принятые в компании (как официальные, так и негласные);
  • личный статус (ранг, авторитет, отношения с другими сотрудниками);
  • стабильность и уверенность в наличии рабочего мета;
  • самостоятельность в работе и контроль над обязанностями;
  • рабочее окружение;
  • уровень ограничения времени на личную жизнь.

Сами мотиваторы (потребность в психологическом росте):

  • личные достижения;
  • признание заслуг (повышает самоуважение, и для многих людей само по себе является наградой);
  • интерес к работе;
  • ответственность (требует многих умений, которые повышает уверенность в себе);
  • продвижение (повышение по службе, даже предполагаемое, высокие награды).

Самую значимую часть базовых факторов составляют условия оплаты труда служащего. Низкий уровень оплаты труда и медленное повышение доходов приводит к стремительному разочарованию.

Наличие базовых факторов является основой мотивации. Даже если обеспечить человека всеми базовыми факторами, этого не будет достаточно.

Но все же они являются фундаментальными, без них не построить мотивации. Например, неуверенность в стабильности работы подрывает мотивацию даже у самых энергичных служащих.

Мотиваторы – основная стимулирующая сила, непосредственно заставляющая человека эффективно работать. Мотиваторы выстроены вокруг личностного роста и самореализации. Они должны присутствовать для того, чтобы работа была и оставалась любимой. Признание хорошей работы так же важно, как и материальное вознаграждение за нее.

С уважением, Юлия Марзан

Поделитесь этой информацией в социальных сетях:

Получайте новости на свою электронную почту

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован и передан третьим лицам. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

vozrazeniya