Союзы потребителей

Если потребитель считает, что его права нарушены, он может обратиться с письмом к руководству фирмы-производителя, к продавцу, к средствам массовой информации, в органы местной власти, подать исковое заявление в суд.
Сразу необходимо отметить, что чаще всего такой подход дает очень незначительный эффект, поэтому еще с середины XX века потребители объединили усилия для отстаивания своих прав и стали создавать союзы потребителей. Именно с этого времени развивается явление, получившее название «консьюмеризм», которое представляет собой организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов.
Консьюмеризм – движение в защиту интересов потребителей. Реализуется в формировании обществ, публичных выступлениях, в бойкоте фирм, магазинов и участии в других мероприятиях протеста.
Такие общественные организации широко распространены по всему миру. Ассоциации и союзы потребителей проводят кампании в защиту потребителей и предоставляют информацию о продукции часто на сравнительной основе, что позволяет потребителям осуществлять более обоснованный выбор продуктов и брендов.
Представители общественных организаций выступают в качестве истцов в судебных процессах против недобросовестных производителей и распространителей товаров и услуг от имени индивидуальных потребителей. Кроме того, они выступают инициаторами проведения дорогостоящих исследований качества товаров и публикуют их результаты.
В качестве примера общественных организаций потребителей можно назвать:
- Международную организацию союзов потребителей (Consumers International);
- Международную конфедерацию обществ потребителей стран СНГ.
В каждом государстве существуют свои ассоциации и союзы потребителей.
Государство, в свою очередь, тоже принимает участи в регулировании взаимоотношений продавца и потребителя с помощью правовых норм. Законодательные механизмы помогают урегулировать те случаи, когда продавцы имеют несправедливое преимущество перед потребителем при заключении контракта о продаже.
Основные законы, контролирующие торговую деятельность:
- Закон «О сертификации продуктов и услуг»;
- Закон «О защите прав потребителей».
Помимо этих законов деятельность сферы торговли регулируется целым рядом других нормативных законодательных актов, а также кодексами, в которых описываются такие виды деятельности, как реклама, рыночные исследования, прямые продажи. В каждом государстве существует своя система государственного регулирования рыночной экономики.