Психология

Как снимать эмоциональное и психологическое напряжение

Наша повседневная жизнь полна стрессов, мы часто нервничаем, раздражаемся по пустякам. Такое напряженное эмоциональное состояние мешает общаться с людьми, мыслить, делать выводы и решать проблемы.

Поэтому очень важно научиться снимать эмоциональное и психологическое напряжение и освобождаться от гнева и раздражения. Особенно важно уметь справляться со стрессом тем, кто работает с людьми.

Эмоциональное напряжение может возникать на любом этапе продаж, как у клиента, так и у продавца. Кроме того, еще до начала процесса ваш покупатель может быть раздражен или чем-то раздосадован.

Эмоциями можно управлять. Естественно, что продавцу выгодны положительные эмоции, связанные с ним. Значит, надо научиться их создавать. Важно создать положительное впечатление от общения с вами как с профессионалом.

Продавцу важно, чтобы клиент вернулся к нему еще. И не раз. Соответственно, очень важно, чтобы после того как эмоциональный подъем от приобретения прошел, покупатель не почувствовал себя обманутым.

Эмоциональное напряжение повышается, если:

  • игнорировать эмоциональное состояние, как собственное, так и партнера
  • перебивать
  • подчеркивать различия между собой и партнером;преуменьшать вклад партнера в общее дело и преувеличивать свой
  • демонстрировать незаинтересованность в проблеме партнера
  • принижать партнера, негативно оценивать его личность
  • отрицание своей неправоты или намеренное оттягивание момента ее признания
  • искать виновных и обвинять в неудачах партнера
  • избегать пространственной близости с партнером
  • не соглашаться с мнением партнера, даже если уверены в его правоте

Эмоциональное напряжение можно снять, если:

  • предоставить партнеру возможность выговориться, не перебивая
  • вербализовать эмоциональное состояние партнера
  • подчеркивать общность интересов, целей и задач
  • проявлять интерес к проблеме партнера
  • подчеркивать значимость точки зрения партнера и его личности в ваших глазах
  • немедленно признавать собственную неправоту
  • при возникновении сложностей предлагать конкретные решения
  • обращаться к фактам
  • поддерживать оптимальную, психологически комфортную, дистанцию
  • придерживаться техники согласия
  • использовать юмор в проблемных ситуациях

Клиент обрел душевное равновесие? Значит, продолжаем работать, принося радость и себе и людям. А делать это возможно только в состоянии эмоционального комфорта!

Правила для разрешения конфликтных ситуаций

Во время конфликта, когда эмоции зашкаливают, происходит выброс адреналина, сознание отключается и человек совершает необдуманные поступки, о которых впоследствии жалеет.

Чтобы избежать укоров совести, никогда не позволяйте себе ни при каких обстоятельствах унижать достоинство партнера, давать оценки, осуждать и критиковать его поступки, делать иронические замечания, говорить пренебрежительным тоном.

Проводите переговоры в уважительной манере, не забывайте о таких фразах, как «Извините, пожалуйста», «Будьте любезны», «Буду вам очень благодарен». Вежливость по отношению к собеседнику снимает отрицательные эмоции и способствует формированию доверительных отношений.

Помните, что вы, как и все люди, можете ошибаться. Не настаивайте на своем, как на единственном приемлемом варианте решения проблемы. Выслушайте предложения собеседника, выскажитесь сами и вместе придите к общему решению, которое устроит вас обоих.

Если раздражены и вы, и ваш собеседник, вам нужно прервать переговоры и освободиться от напряжения (посетите бассейн, спортзал, теннисный корт). Как мы уже поняли, в возбужденном состоянии вы не договоритесь. Если возможно, перенесите встречу на другой день, все обдумайте и обсудите детали спокойно.

Никогда не вымещайте свое раздражение на окружающих, иначе  из-за недостойного поведения вы потеряете авторитет в глазах партнера.

Если прервать переговоры невозможно, спросите партнера, как бы он поступил на вашем месте. Так вы переключите его мысли  с эмоций на осмысление, снимите критический настрой.

Не демонстрируйте свое превосходство перед собеседником, не преувеличивайте свои заслуги, не обвиняйте партнера в том, что возникла конфликтная ситуация. Не разрушайте партнерские отношения независимо от исхода переговоров.

Приемы, позволяющие снять напряжение, избавиться от гнева и раздражения

Переключение на другой вид деятельности

Если находитесь на работе, полейте цветы, разложите по местам документы, приготовьте кофе, переставьте стол, прогуляйтесь в быстром темпе по коридору, несколько минут смотрите в окно. Любое физическое напряжение способствует сжиганию адреналина.

Если стресс вас застиг дома, выйдите на улицу (или хотя бы на балкон), походите 10 – 15 минут в быстром темпе, примите контрастный душ, приберитесь в квартире.

Переключаться на другой вид деятельности нужно каждый раз, когда вы почувствуете, что перестаете контролировать свои эмоции, и постепенно такое поведение войдет у вас в привычку.

Обязательно хотя бы раз в неделю занимайтесь любимым делом, которое доставляет радость, успокаивает и приносит моральное удовлетворение.

Визуализация

Вы мысленно выражаете свои чувства и переживания или совершаете какие-то действия в отношении человека, который вызвал негативную реакцию.

Такой способ приемлем в том случае, если вы не можете излить свое раздражение на человека, который его вызвал (например, на руководителя или клиента), так как понимаете, что гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию.

В результате вы снимаете психологическое напряжение, ничем при этом не рискуя.

Уменьшение роста оппонента

Вы можете представить, что в ходе переговоров ваш собеседник становится все меньше и меньше, постепенно превращаясь в песчинку, на которую вы можете наступить, а голос его становится все слабее и слабее.

В результате собеседник покажется менее значительным и влиятельным.

Заземление

Представьте себе, что гнев выходит от оппонента и входит в вас в виде пучка отрицательной энергии, который, пройдя через вас,  свободно уходит в землю, не принеся вам и собеседнику никакого вреда.

Настроение

Возьмите цветные карандаши или фломастеры, расслабьтесь и левой рукой начните рисовать что угодно: фигуры, линии, пятна. Полностью погрузитесь в свои переживания, выберите и проведите линии, соответствующие вашему настроению, материализуя на бумаге свои эмоции.

Когда вы заполните рисунками весь лист, переверните его и на обратной стороне напишите 8—10 слов, которые первыми придут в голову, отражающих ваше настроение (переживание). Теперь посмотрите на рисунок еще раз, заново переживая свое состояние, перечитайте то, что написали, а затем разорвите листок, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавитесь от плохого настроения и обретете душевное равновесие.

Внутренний луч

Используйте этот метод на начальной стадии раздражения, когда нарушается самоконтроль, исчезает психологический контакт с собеседником, появляется отчуждение.

Расслабьтесь и представьте себе такую картину: над вами появляется яркий луч, который движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, плечи, руки ровным, теплым и приятным светом. Постепенно разглаживаются морщины, складки на лбу, исчезает напряжение в области затылка, теплеет взгляд, расслабляются уголки губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Благодаря светлому внутреннему лучу, вы превращаетесь в нового уверенного в себе, спокойного и благополучного человека.

Мой дом (моя комната)

Сядьте, расслабьтесь и представьте себе свой любимый дом или комнату с красивым видом на озеро, лес, речку или море. Представьте красивую обстановку, свое любимое кресло у камина. Запомните эту умиротворяющую картину, и мысленно «уходите» туда отдыхать в любое время в течение дня. После недолгого пребывания в вашем воображаемом доме, вы ощутите прилив сил и успокоение души.

Каждый раз после возникновения конфликтной ситуации, задумайтесь, какой урок вы можете из нее извлечь, как подготовиться к подобным случаям, что делать, если вы столкнетесь с подобным случаем снова?

Такой подход поможет вам освободиться от отрицательных эмоций, поскольку вы научитесь выходить из стрессовых ситуаций и будете знать, как вести себя в аналогичных ситуациях, и избежите стресса.

Выберите наиболее приемлемые для вас методы борьбы со стрессом и регулярно их используйте. В результате гнев и раздражение покинут вас, а конфликтная ситуация покажется вам малозначительной. Вы сможете продуктивно выйти из кризиса, выработаете свой стиль  поведения в конфликтной ситуации и почувствуете себя более уравновешенным и спокойным.

Вам может быть интересно

Кнопка «Наверх»