Главная » Бизнес » Основы делового успеха » Оборачиваемость и скорость продаж

Оборачиваемость и скорость продаж

Оборачиваемость и скорость продаж

Часто для решения рабочих вопросов требуется умение называть вещи своими именами. В частности, перед выполнением задания нужно убедиться в том, что вы правильно его поняли.

Рассмотрим пример диалога:

— Нужно выяснить оборачиваемость товара, какая у товара скорость продаж.

— Что мы хотим увидеть? (этот вопрос очень важен, так как нужно выяснить, правильно ли исполнитель понимает основную цель задания; для этого лучше всего попросить ее озвучить).

— Изменения в продажах по двум направлениям:

  • Нужно отслеживать возникновение дефицита (когда товара продалось за месяц, предположим,  200 штук, но 10 дней его не было на остатке).
  • Нужно отслеживать резкие скачки продаж (когда товар продается то по 20 штук в неделю, то по 50 штук, то по 3 штуки).

Не смотря на то, что задание, в целом, понятное, его формулировка не совсем корректна. Дело в том, что при отсутствии обратной связи с исполнителем (когда он рассказывает, как понимает поставленную задачу и для чего нужно ее выполнение), он может для ее решения пойти в противоположном направлении.

На самом деле, в данном случае нам нужны данные о скорости продаж.

А сейчас, давайте выясним, что же такое оборачиваемость. Оборачиваемость это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за определенный период. Другими словами, за какое время продается средний запас, лежащий на складе, и как быстро можно получить вложенные в него деньги.

Оборачиваемость товара (в днях) можно вычислить по формуле: средний товарный запас *кол-во дней/товарооборот

Расчеты можно проводить как в денежных, так и в количественных единицах.

Примерный расчет оборачиваемости

Средний товарный запас = (Ост1 /2 + Ост2 + Ост3 + … Ост30 /2) / (N — 1),

где Ост1, Ост2, Ост3… – это остатки товара на складе на каждую дату анализируемого периода, N — количество дат в периоде.

В расчет нужно брать только те даты, на которые товар был в наличии на складе (например, если из 30-ти дней 3 дня товара на складе не было, N = 27).

После проведения расчетов получится некоторое число оборачиваемости. Но оно практически бесполезно само по себе. Оборачиваемость чаще всего рассматривают в динамике, потому что нет четкой «нормы» — для каждого предприятия она своя и зависит от множества факторов. В частности норма оборачиваемости будет зависеть от частоты поставок товара, от условия кредитования поставщиками, в конце концов, от роли конкретного товара в ассортименте.

Выводы, которые можно сделать после проведения анализа оборачиваемости

Если оборачиваемость в днях слишком большая, скажем 30, значит, скорее всего, что на складе слишком много товара, в котором заморожены активов предприятия. Если оборачиваемость слишком маленькая, например 2-3 дня, есть большой риск того, что на предприятии возникнет дефицит товара.

Делать анализ оборачиваемости нужно регулярно (например, раз в месяц). На основе полученных данных можно увидеть динамику оборачиваемости и сделать выводы, как меняется ситуация товарными запасами.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Предположим, оборачиваемость товара равна 20 дням, а поставщик предоставляет отсрочку платежа на 14 дней. В этом случае предприятие вынуждено производить оплату за товар, который еще не продан. В этом случае рекомендуется либо стимулировать продажи, либо сократить запасы товара, либо договориться с поставщиком об увеличении рассрочки платежа. Ситуация не самая приятная, но решаемая.

Источник: Аналитика в торговле

С уважением, Юлия Марзан

Поделитесь этой информацией в социальных сетях:

Подпишитесь на новости:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован и передан третьим лицам. Обязательные для заполнения поля помечены *

*