Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину возникновения конфликта и выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации, то целесообразно действовать в зависимости от обстоятельств.
Существует пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Если вы научитесь грамотно применять их, то разрешать конфликты станет намного проще.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Конкуренция (соперничество)
Эта стратегия наиболее типична для поведения в конфликтной ситуации. Ее можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:
- обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.
Сотрудничество
Наиболее трудная, но самая эффективная стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Преимущество ее в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и превращаете оппонента в партнера.
Такой подход ведет к успеху, как в делах, так и в личной жизни. Однако такая стратегия требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает эту стратегию поведения в конфликтной ситуации неэффективной.
Компромисс
Суть этой стратегии разрешения конфликтов в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, используя взаимные уступки.
Эта стратегия наиболее эффективна, когда обе стороны желают одного и того же. Акцент при этом делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.
Игнорирование (уклонение)
Реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон, или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.
Приспособление
Означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.
В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.
Стратегия поведения в конкретном конфликте определяется тем, насколько для вас важно удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Если есть возможность, избегайте возникновения конфликтов и соблюдайте простые принципы не конфликтности:
- Сохраняйте верность своим принципам, но изменяйте мнение, если оно ошибочно.
- Действуйте по своему усмотрению, не испытывая чувства вины.
- Верьте в свои способности, несмотря на неудачи.
- Оказывайте сопротивление и умейте говорить «нет».
- Умейте в людях видеть хорошее, несмотря на недостатки.
- Понимайте чужие чувства и подавляйте порывы.
- Принимать похвалу без ложной скромности.
- Умейте извиниться без подобострастия.
- Умейте усмирить свое беспокойство о завтрашнем дне.
- Находите удовольствие в самой разнообразной деятельности.