Что нужно знать об электронной подписи?

Добрый день, коллеги. Как дела, как настроение? Я уже рассказывала вам, что в июле 2015 года стала индивидуальным предпринимателем. Представляете, сколько документов должен оформлять предприниматель ежедневно? И, разумеется, каждый должен быть подписан для удостоверения подлинности. А еще отчеты, сдача декларации, участие в электронных торгах.
Мне стало интересно, как можно упростить документооборот и застраховаться от подделки документов. Оказывается, все уже давно придумано – это электронная подпись (6 апреля 2011 года вступил в силу Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Что такое электронная подпись?
Электронная подпись представляет собой особым образом сгенерированный набор символов, который позволяет идентифицировать ее владельца и выявлять несанкционированные попытки изменить информацию в подписанном документе.
Документ, подписанный электронной подписью, по закону приравнивается к документу, подписанному собственноручно, и обладает полной юридической силой. Именно поэтому электронная подпись является незаменимым инструментом, который позволяет упростить документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами.
Технически электронная подпись представляет собой две разновидности ключей – закрытый и открытый.
Закрытый ключ — это уникальная последовательность символов, известная только владельцу. Она предназначена для создания подписи в электронных документах. Запись закрытого ключа производится на один из видов электронных носителей: дискета, флеш-карта (самый распространенный вариант), touch memory или смарт-карта. Функционировать зарытый ключ может исключительно в комплексе с ключом открытым. Его необходимо хранить в недоступных для посторонних лиц местах.
Открытый ключ предназначен для проверки подлинности электронных подписей, также способен функционировать только в комплексе с закрытым ключом. На работу с ним выдается специальный сертификат, автоматически передающийся вместе с передаваемыми его владельцем документами. Таким образом, для обеспечения взаимной оборачиваемости документов, открытые ключи партнеров по переписке должны быть у всех адресатов. Посредством просмотра сертификата можно определить личность отправителя письма.
Помимо партнеров по обмену документами, дубликаты открытых электронных ключей должны находиться в соответствующей библиотеке Удостоверяющего Центра. Здесь обеспечивается хранение ключей и их надлежащая защита от попыток искажения.
Виды электронной подписи
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи», электронные подписи подразделяются на несколько видов.
Простая электронная подпись предназначена для подтверждения авторства документа, но не гарантирует его неизменность после подписания и не обеспечивает юридическую значимость.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись, кроме подтверждения авторства, позволяет проверить документ на наличие изменений и исправлений.
Усиленная квалифицированная электронная подпись обеспечивается сертификатом аккредитованного центра и применяется в рамках взаимодействия государственных органов. Она наделяет подписанные документы полной юридической силой и полностью гарантирует защиту конфиденциальности информации.
Вы можете выбрать любой тип электронной подписи по своему усмотрению исходя из того, какие задачи вы планируете решать с ее помощью. Например, при работе с бухгалтерскими первичными документами и для сдачи отчетности в государственные органы понадобится квалифицированная электронная подпись.
Для внутреннего документооборота можно использовать простую или неквалифицированную электронную подпись.
Преимущества использования электронной подписи
Использование электронной подписи и электронного документооборота имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Защита документов от подделки
- Подтверждение авторства документа
- Подтверждение целостности данных
- Придание документу юридической значимости
- Обеспечение конфиденциальности информации
Для чего и кому нужна электронная подпись?
Электронная подпись на сегодняшний день — это не модная новинка, а повседневная необходимость. Начиная от финансовых транзакций, включая участие в электронных торгах, заканчивая получением государственных услуг и защитой интеллектуальной собственности. Для наглядности все возможности использования разных видов электронной подписи указаны в таблице:
Физическим лицам электронная подпись тоже может пригодиться. Например, с ее помощью можно упростить и ускорить взаимодействие с работодателем, государственными учреждениями, учебными заведениями.
Как получить электронную подпись?
Это очень просто и быстро. Для получения ключа электронной подписи вам необходимо оформить заявку, указав контактные данные. Через несколько минут с вами свяжется специалист из авторизованного удостоверяющего центра вашего региона и проконсультирует о дальнейших действиях. Также на ваш электронный адрес оправят письмо с перечнем необходимых документов, счетом на оплату и контактными данными курирующего менеджера. И в ближайшее время вы получите ключ электронной подписи.
Расскажите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в работе электронную подпись? Поделитесь впечатлениями.