Электронная коммерция – любые виды деятельности в сфере торговли, которые осуществляются по электронным сетям. Банки осуществляют свои бизнес-операции в электронном виде уже несколько десятилетий.
Устройство для электронного обмена данными позволяет клиентам размещать заказы, а поставщикам отправлять счета-фактуры в электронном виде. Использование сети Интернет значительно расширило и возможности для проведения торговых операций.
Компания Wal-Mart лидирует среди предприятий розничной торговли в США. Она постоянно расширяет свою базу потребителей, вступая в партнерские отношения с другими торговыми компаниями. Wal-Mart имеет ассортимент более 140000 наименований товаров в 27 категорий и продает все товары через Интернет. Таким образом, компания смогла привлечь потребителей, живущих вдалеке от ее розничных магазинов, а также тех людей, которые предпочитают совершать покупки, не выходя из дома.
Ведение бизнеса в Интернет обеспечивает клиентам удобство при совершении покупок, способствует снижению некоторых расходов за счет сокращения числа торговых представителей и предоставление информации о товарах в электронном виде, не издавая каталоги в бумажном виде.
Несмотря на все преимущества, успех работы в сети Интернет не является гарантированным. На каждый успех в области электронной коммерции приходятся сотни дорогостоящих неудач. И все же практика демонстрирует многочисленные случаи высокоэффективного использования сети Интернет торговыми предприятиями.
Отдельные виды товаров подходят для продажи через Интернет больше, чем другие, что объясняется особенностями и предпочтениями пользователей сети. Например, в Интернете широко распространена торговля цветами и дамским бельем. Ассортимент товаров, которые продают через Интернет, постоянно расширяется.
Компания Cisco производит программное обеспечение и использует Интернет для управления продажами. Свыше 500000 заказчиков посещают сайт компании, чтобы загрузить программное обеспечение и задать технические вопросы. Свыше 40% оборота компания делает через Интернет, использование которого не только позволяет компании упростить ведение бизнеса и сделать его удобнее для пользователей, но и сократить свои оперативные расходы на 170 миллионов фунтов стерлингов в год.
Уровни осуществления электронной коммерции
Публикация
Первый уровень электронной коммерции означает предоставление информации потребителям в электронном виде. Это односторонняя коммуникация, которая может включать годовые отчеты, информацию о товарах и услугах, сообщение о найме персонала и рекламу.
Взаимодействие
Второй уровень электронной коммерции относится к интерактивному взаимодействию с пользователями Интернета, когда покупатель имеет возможность диалогового заказа товара, тогда как оплата осуществляется в обычном режиме (предоплата либо наложенный платеж).
Транзакции
Третий уровень электронной коммерции позволяет осуществить покупку и продажу товаров и услуг через Интернет. Чтобы выйти на этот уровень, требуются значительные первоначальные затраты, хотя расходы, как правило, будут ниже, чем при большинстве традиционных способов ведения бизнеса.
Продажи через Интернет предоставляют покупателям значительные удобства. Потребители могут получить доступ к подробной информации о товаре, цене, функциях, наличии, не выходя из дома или офиса. Заказы на товары и услуги можно размещать в интернет-магазине круглосуточно.
Покупки в Интернет-магазинах избавляют клиентов от недостатков обычных магазинов – поездки в магазин, ожидание в транспортных «пробках», поиск нужного товара среди большого ассортимента. Многие магазины осуществляют быструю доставку до дома или офиса в определенные часы, что позволяет экономить время.