Потребители при отстаивании своих законных прав чаще всего обращаются в органы государственной власти, апеллируют к широкому общественному мнению.
Организованные выступления потребителей в защиту своих прав, которые происходят в мире, а также использование институтов демократии способствует переходу от позиции «пусть покупатель будет бдителен» к позиции «пусть продавец будет бдителен».
К традиционным безусловным правам потребителя относятся:
- право на безопасность потребления купленного товара;
- право рассчитывать на то, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца;
- право на получение исчерпывающей информации о товаре;
- право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов.
Если права потребителя нарушены, и он стал жертвой недобросовестной торговли, может отстаивать свои права или индивидуально, или в составе союзы по защите прав потребителей.
Государственная защита прав потребителей закреплена Законом «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения, возникающие при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья.
Закон «О защите прав потребителей» наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах, гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.
Закон отмечает, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах и услугах. До сведения потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации, наименовании организации-продавца, ее юридическом адресе.
Информация о товарах должна содержать:
- обозначения стандартов, которым они должны соответствовать
- сведения об основных потребительских свойствах
- цену
- условия приобретения
- гарантийный срок
- правила использования
Более жесткие требования предъявляются к информации о продуктах питания, для которых необходимо наличие следующих сведений:
- состав, в том числе наличие и перечень пищевых добавок
- вес
- объем
- калорийность
- содержание вредных для здоровья веществ
- противопоказания к употреблению
Закон «О защите прав потребителей» четко обозначает ответственность изготовителя за безопасность товара, которая должна обеспечиваться в течение установленного срока службы или срока годности. Запрещена продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям безопасности.
В отдельной главе, посвященной защите прав потребителей при продаже товаров потребителям регламентируются взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товаров ненадлежащего качества. Установлены сроки предъявления потребителем требований относительно недостатков товара. В частности, в Законе указано, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки обнаружатся в течение 6 месяцев со дня передачи их потребителю.
Предусмотрены и сроки удовлетворения претензий потребителя: недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Более того, на период ремонта товаров длительного пользования потребителю в семидневный срок должны предоставить аналогичный товар.
Право потребителя о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в течение семи дней, а если возникнет необходимость в дополнительной экспертизе качества товара, то в течение 20 дней. Если продавец (изготовитель) нарушает сроки выполнения требований потребителя, то в соответствии с Законом он обязан уплачивать потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» права потребителя подлежат государственной и общественной защите.
Союзы потребителей
Если потребитель считает, что его права нарушены, он может обратиться с письмом к руководству фирмы-производителя, к продавцу, к средствам массовой информации, в органы местной власти, подать исковое заявление в суд.
Сразу необходимо отметить, что чаще всего такой подход дает очень незначительный эффект, поэтому еще с середины XX века потребители объединили усилия для отстаивания своих прав и стали создавать союзы потребителей. Именно с этого времени развивается явление, получившее название «консьюмеризм», которое представляет собой организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов.
Консьюмеризм – движение в защиту интересов потребителей. Реализуется в формировании обществ, публичных выступлениях, в бойкоте фирм, магазинов и участии в других мероприятиях протеста.
Такие общественные организации широко распространены по всему миру. Ассоциации и союзы потребителей проводят кампании в защиту потребителей и предоставляют информацию о продукции часто на сравнительной основе, что позволяет потребителям осуществлять более обоснованный выбор продуктов и брендов.
Представители общественных организаций выступают в качестве истцов в судебных процессах против недобросовестных производителей и распространителей товаров и услуг от имени индивидуальных потребителей. Кроме того, они выступают инициаторами проведения дорогостоящих исследований качества товаров и публикуют их результаты.
В качестве примера общественных организаций потребителей можно назвать:
- Международную организацию союзов потребителей (Consumers International);
- Международную конфедерацию обществ потребителей стран СНГ.
В каждом государстве существуют свои ассоциации и союзы потребителей.
Государство, в свою очередь, тоже принимает участи в регулировании взаимоотношений продавца и потребителя с помощью правовых норм. Законодательные механизмы помогают урегулировать те случаи, когда продавцы имеют несправедливое преимущество перед потребителем при заключении контракта о продаже.
Основные законы, контролирующие торговую деятельность:
- Закон «О сертификации продуктов и услуг»
- Закон «О защите прав потребителей»
Помимо этих законов деятельность сферы торговли регулируется целым рядом других нормативных законодательных актов, а также кодексами, в которых описываются такие виды деятельности, как реклама, рыночные исследования, прямые продажи. В каждом государстве существует своя система государственного регулирования рыночной экономики.