Установление контакта

Установление контакта с клиентом

Установление контакта — это достижение расположенности и доверия между продавцом и клиентом на основе взаимопонимания и равноправного обмена мнениями. Но сначала нужно произвести на клиента хорошее впечатление.

Установление и поддержание контакта — «фундамент и каркас дома», на которых возводятся и держатся «этажи» эффективной продажи. Это сквозная характеристика процесса продажи: контакт необходимо установить не только в начале встречи, но и поддерживать на всех последующих стадиях. Если каркас дает трещину, дом рушится.

В психологическом плане, контакт — это незримая эмоциональная нить (оболочка), связывающая Вас с клиентом.

Нет контакта с клиентом — нет переговоров. Не случайно причина конфликтов часто заложена в логике, а поводом, пусковым механизмом являются эмоции (раздражение, страх, недоверие). Поэтому важно не только, что вы говорите покупателю, но и то, как вы это делаете. Слова и эмоции должны совпадать.

Учитывайте, что первое впечатление, которое Вы производите на клиента своим внешним видом и поведением, по инерции может определить его дальнейшее отношение к вам. Первое впечатление нельзя произвести дважды, и формируется оно в первые 10 — 15 секунд общения.

С самого начала определите, какой перед вами человек (возраст, статус, характер) и в каком он эмоциональном состоянии (негативном или положительном). Настройтесь на его волну, обращая внимание на «язык тела» (позы, жесты, мимику), интонацию голоса, которые являются внешним проявлением его отношения к вам.

Держитесь деловито, но приветливо. Смотрите клиенту в глаза, не бегайте взглядом. Не реагируйте на негативное поведение клиента, не поддаваться спонтанным реакциям: дать сдачи, уступить, порвать отношения. Не отвечать на выпады в ваш адрес.

Что бы ни говорил клиент, воспринимать и истолковывать это, как возможность решить проблему. Грубость — признак слабости, а не силы человека.

При установлении контакта с клиентом не теряйте самообладание. Помните, что конечная цель вашей встречи — продажа.

Развейте враждебность и настороженность клиента, если они есть, используя приемы, способствующие установлению и поддержанию контакта, изучив которые вы сможете найти общий язык практически с любым человеком.

Если клиент пришел к вам в магазин, дайте ему возможность избавиться от напряженности и почувствовать себя свободно. Не приближайтесь резко (особенно сзади). Вместо обычных вопросов «Что вас интересует?», «Чем могу помочь?», которые часто не срабатывают, лучше сказать «Добрый день» и дать возможность осмотреться. В случае заинтересованности, он сам обратится к вам.

Чутко и вежливо относитесь ко всем без исключения клиентам, независимо от внешнего вида и материального положения.

Не давайте личностных оценок клиенту: «Вы невнимательны, несдержанны», а так же в косвенной форме «Нет, вы не правы», «Вы не понимаете» (намек, что он дурак, а вы умный), «Я уже говорил вам это» (то есть у него плохая память).

Помните, для установления контакта с клиентом важное значение имеет искренность и естественность поведения.

В целом придерживайтесь правила — проявляйте такое отношение к клиенту, какое хотели бы видеть вы сами, оказавшись на его месте, и вы обязательно найдете общий язык.

Инструменты для установления и поддержания контакта с клиентом

Чтобы грамотно подвести клиента к заключению договора или к продаже продукта компании, рекомендуем использовать следующие инструменты для поддержания контакта:

Подтверждайте только те реакции клиента, которые вам нужны:

  • если клиент не согласен с вами, молчите и никак его не поддерживайте; не кивайте (этот жест воспринимается, как знак согласия);
  • если клиент с вами соглашается,поддержите его решение:
    • хорошо,
    • да,
    • понимаю вас,
    • разделяю ваше мнение,
    • конечно,
    • вы правы.

Разделяйте деловое общение и общение вне работы:

  • «Вы – успешный бизнесмен. Но, как человек, вы, я уверен, понимаете, что наше предложение выгодно для вашей компании. И нам бы очень хотелось, чтобы наши компании сотрудничали».
  • «Я знаю вас как строгого руководителя. Но, я надеюсь, что вы сможете меня понять как человек».

Используйте примеры из положительного личного опыта клиента:

  • «Вы помните, как вы купили свой первый мотоцикл? Как впервые проехали на нем по городу? Представьте, как вы уже сегодня приедете к друзьям на своем новом мотоцикле?»
  • «Представляете, как будет разрываться телефон в вашем офисе от звонков новых клиентов после выхода журнала с рекламой вашей новой продукции!»

Возьмите часть проблем ваших клиентов на себя:

  • «Вам не нужно будет беспокоиться о новых заказах…»,
  • «Мы возьмем часть ваших проблем на себя…»,
  • «Мы ответим на все ваши вопросы…».

Подразумевайте согласие с клиентом, стройте диалог с использованием слов:

  • Вы и Я, Вы и Мы,
  • Мы с вами – партнеры (коллеги),
  • Наша общая идея (наше общее дело, наше сотрудничество),
  • Партнерство.

Используйте создавшуюся ситуацию. Помните, что любое, даже раздражающее, поведение клиента – правильное. Даже если он будет ежеминутно отвечать на телефонные звонки, прерывая ваш разговор, не раздражайтесь. Скажите, что-то вроде: «Чем чаще звонит ваш телефон, тем быстрее мы договоримся, и тем дольше будем сотрудничать».

Ориентируйтесь на заключение договора:

  • «Я вижу, вас заинтересовало наше предложение»,
  • «Вы обязательно останетесь довольны покупкой»,
  • «Мы предлагаем вам специальные условия, поскольку вы готовы заключить договор прямо сейчас».

Ведите себя естественно и искренне, используйте все известные вам инструменты для поддержания контакта, тогда ваши переговоры обязательно завершатся успешно.

Вам может быть интересно

Кнопка «Наверх»