Оценить деятельность компании и перспективы ее развития поможет SWOT анализ. С его помощью проводится реалистичная и правдивая оценка сильных и слабых сторон компании, а также ее потенциальных возможностей и существующих угроз ее деятельности.
SWOT анализ удобно оформить в виде таблицы, состоящей из четырех колонок, в каждой из которых кратко опишите все черты компании, которые относятся к данной характеристике.
- Strength – сила
- Weakness – слабость
- Opportunity – возможность
- Threat – угроза
Под заголовком «Сила» перечислите основные конкурентные преимущества компании и ее товаров.
Конкурентное преимущество – это уникальная, по сравнению с конкурентами, способность компании давать клиентам то, что им необходимо, учитывая при этом их предпочтения тому или иному признаку продукта.
Почему покупатели будут отдавать предпочтение товару вашей компании?
- Благодаря выгодному сочетанию цены и качества.
- Товар не имеет равноценных аналогов.
- Товар более надежен и долговечен.
Почему клиенты будут совершать покупки именно в вашей компании?
- Высокий уровень обслуживания.
- Наличие выгодных гарантийных условий.
- Предоставление выгодных условий покупки для постоянных клиентов.
Выберите самые важные конкурентные преимущества и запишите их в колонку «сила». Следующим пунктом категории могут стать:
- Охват территории и возможность доставки (логистика).
- Популярность имени (бренда, торговой марки).
- Полнота ассортимента.
Слабость компании проявляется там, где конкуренты превосходят ее в каких-либо сферах деятельности. Нужно выявить такие моменты в деятельности вашей компании и обязательно вписать их в колонку под заголовком «слабости».
В колонку «Угрозы» внесите все факторы, которые могут навредить компании. Например:
- повышение налогов,
- подорожание сырья и комплектующих,
- выход на тот же рынок известных международных компаний.
Возможности – это тот потенциал рынка и целевых потребителей, который еще предстоит использовать компании. Например:
- завоевание новых рынков;
- открытие новых торговых точек на освоенной территории;
- выпуск нового популярного продукта;
- выпуск новой версии продукта для удовлетворения спроса другой группы целевых потребителей.
С помощью SWOT анализа можно увидеть, какие сильные стороны компании могут побороть ее слабости. Если уметь воспользоваться возможностями, можно устранить угрозы. SWOT анализ отлично показывает перспективы компании в сложившейся ситуации.
В качестве примера рассмотрим SWOT анализ компании, деятельность которой связана с продуктами питания:
Сила:
| Слабости:
|
Возможности:
| Угрозы:
|