Взаимоотношения продавцов и покупателей регулируются как правовыми, так и этическими нормами. Законодательный контроль торговой деятельности осуществляется государством с помощью законодательных механизмов. Добровольный контроль торговой деятельности осуществляется ассоциациями потребителей.
Оба этих вида контроля достаточно эффективны, хотя и по разным причинам.
Особенности законодательного контроля торговой деятельности
В законодательном контроле существуют фиксированные правила, которым продавец и покупатель обязаны подчиняться в интересах общества и нарушение которых в случае доказательства нарушения наказуемо.
Закон заранее сообщает о том, какие действия считаются неправомерными.
Чтобы закон был применен, необходимо чтобы истец подал в суд или чтобы государство приняло решение о судебном преследовании на основе законов или законодательных актов. Процедура может оказаться весьма дорогой и длительной, отнять много времени на хождение по судам.
Особенности добровольного контроля торговой деятельности
Здесь имеют место зафиксированные рекомендации, которые продавцу и потребителю желательно соблюдать в интересах общества. Нарушающая их сторона рискует потерять свой официальный статус и право на вознаграждение.
Иных санкций за нарушение этих рекомендаций, за исключением отмеченных выше, не предусмотрено.
При добровольном контроле участники торговой деятельности сами устанавливают для себя и стараются соблюсти определенные правила, что дает возможность сохранить свою репутацию.
Следует также упомянуть о том, что в общем случае контроль, основанный на добровольном соблюдении установленных для себя правил, может быть более эффективным, чем правовой.
Помните, что торговля – это конкурентный бизнес, но существуют определенные границы этичного поведения, которых нужно придерживаться.