Когда зарубежный рынок компании расширяется и становится более зрелым, приходит время отказаться от услуг агентов и дистрибьюторов и начать заниматься прямыми продажами, либо учредить дочерние предприятия.
Дочернее предприятие создается юридическим лицом для решения определенных задач: производство продукции, получение дополнительной прибыли.
Если зарубежный партнер (агент) работал успешно, его можно привлечь при учреждении на рынке дочернего предприятия и даже назначить директором-распорядителем такой структуры. Таким образом, вместо продажи товаров непосредственно покупателям в зарубежной стране, ваша компания может создать организацию в одной или нескольких зарубежных странах.
Дочернее предприятие может быть как производственным, так и торговым, а также выполнять обе функции одновременно.
Производственные дочерние предприятия варьируются от простых сборочных заводов до полных производственных комплексов.
Дочернее предприятие в виде простого сборочного завода особенно полезно в том случае, когда готовый продукт очень громоздкий, и затраты на его транспортировку высоки. Используя сборку на месте, компания может существенно сократить расходы на транспортировку, так как экономически более выгодно отправлять контейнеры с комплектующими деталями для последующей сборки, чем готовый собранный продукт.
Дочерние предприятия, которые занимаются продажами, обычно имеют собственный постоянный штат сотрудников и действуют вместо торговых агентов и дистрибьюторов. Они могут существовать в виде отделения, филиала или ассоциированной компании.
Отделение компании — это зарубежный офис или торговое предприятие, которое является частью структуры компании-экспортера.
Филиал компании – это отдельно зарегистрированная компания, которую контролирует экспортер. Филиал может полностью принадлежать экспортеру, но быть созданным как отдельная компания либо для торговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством.
Правительство страны может настаивать на том, чтобы определенная часть акционерного капитала принадлежала ее гражданам, и чтобы некоторые из них стали членами совета директоров. Степень влияния правительства на такие филиалы различна в разных странах.
Ассоциативная компания — это отдельная компания, в которой экспортер имеет значительную долю капитала (20 – 25%). Предпочтение экспортера торговать посредством такой компании объясняется возможность влиять на ее деятельность, даже не имея большинства решающих голосов.
На первый взгляд кажется, что учреждение иностранного дочернего предприятия подвергает родительскую компанию многим видам рисков. На самом деле такой подход может обладать самым большим потенциалом.
Преимущества дочернего предприятия:
- родительская компания может предоставить дочерней структуре весь свой деловой опыт и имеющиеся ресурсы;
- сотрудники, которые работают непосредственно на компанию, часто имеют более сильную мотивацию, чем посредники;
- дочернюю структуру легче контролировать, так как она находится под непосредственным управлением родительской компании.
Среди основных недостатков этого варианта можно отметить возможные проблемы, которые могут возникнуть из-за политической или экономической нестабильности в стране. Их родительская компания разрешить будет не в состоянии.
Например, на работу компании, которая торгует строительными материалами, неблагоприятно влияют следующее факторы:
- политический курс правительства Германии (из этой страны поставляются материалы для отделочных работ);
- угроза войны на Ближнем Востоке (в этом регионе добывают нефть, из которой изготовляют пластмассовые изделия для ремонта);
- таможенная политика государства (компания платит пошлину на ввоз товаров);
- налоговая политика государства в сфере торговли (от нее зависит процент дохода от реализуемой продукции).
Совместные предприятия обычно создают в сфере транспорта, строительства, а также в областях, связанных с высокими технологиями.
Совместное предприятие – юридическое лицо или ассоциация физических лиц, компаний, образованных для реализации специальных финансовых проектов. Участники совместного предприятия вкладывают свой капитал и делят прибыль и убытки в размерах, установленных Уставом совместного предприятия.
Совместное предприятие создается в том случае, если несколько предприятий выпускают свою продукцию совместно. Такие соглашения являются финансово выгодными, так как расходы на учреждение и становление структуры делятся между партнерами.