Понятие «паблик рилейшнз» (public relations) обычно переводится на русский язык как «налаживание связей с общественностью».
Связи с общественностью (пиар, паблик рилейшинз, PR) – планомерная, настойчивая и продуманная деятельность, направленная на установление и поддержание взаимопонимания между компанией и общественностью. Эта деятельность предполагает привлечение внимания общественности к деятельности вашей компании в надежде, что средства массовой информации дадут ей лестную оценку или, по крайней мере, оповестят публику о том, что предполагается или что происходит.
Подчеркивается намеренный характер связей с общественностью, таких, например, как проведение рекламной кампании, и взаимная (двусторонняя) коммуникация. В связях с общественностью столь же важен приток информации и обратные связи, как и ее поступление к потребителю. Именно двусторонний процесс коммуникаций отличает паблик рилейшинз от рекламы.
Главным преимуществом этой формы общения является то, что ей более или менее доверяют. События, о которых сообщается в прессе или документальных программах воспринимаются как подлинные, а информация – как более объективная, чем в рекламных объявлениях.
Налаживанием связей с общественностью, как правило, занимаются сотрудники компании или компания пользуется услугами независимого PR агентства. В небольших компаниях пиар берут на себя руководители или сотрудники отдела маркетинга, которые не обязательно являются специалистами в этой области.
Большинство компаний не может обойтись без отдела по связям с общественностью, так как объем работы в этом направлении увеличивается пропорционально размерам компании и масштабам ее деятельности.
Сначала нужно определиться, что нужно понимать под словом «общественность»:
- федеральное правительство
- местные органы власти
- местные жители
- сотрудники компании
- клиенты компании
- поставщики
- средства массовой информации
Приоритетной обязанностью отдела по связям с общественностью является информирование общественности о событиях и фактах, которые способны вызвать положительный интерес: от появления новых продуктов до последних результатов деятельности компании. Отдел по связям с общественностью имеет дело с потенциально сложными ситуациями в СМИ, устанавливает и поддерживает отношения с прессой, поддерживает отношения с представителями общественности.
Сотрудники отдела по связям с общественностью должны работать по плану, который, как и другие направления деятельности компании, связан с ее стратегией. Отдел обязательно должен получить четкие инструкции от руководства компании по поводу того, каким должен быть ее имидж в глазах общественности.
Роль отдела по связям с общественностью – выстроить и улучшить репутацию компании, предупредить или смягчить возможный урон репутации. Хороший пиар способствует улучшению имиджа компании, так как дает людям ясное понимание того, что представляет собой компания и чем она занимается.
Еще одна задача отдела по связям с общественностью – участие в разработке рекламных компаний, подготовке торговых выставок с целью усилить публичную известность компании и улучшить результаты ее коммерческой деятельности.
Как и другие элементы бизнеса, деятельность по связям с общественностью нуждается в составлении четкого плана действий, который должен быть достаточно гибким, чтобы можно было с успехом использовать неожиданно представившиеся возможности.
Грамотно построенная работа по связям с общественностью может стать для вашей компании незаменимым средством распространения информации ее деятельности. Пиаром могут с успехом заниматься даже компании с небольшим бюджетом. Более того, работа по связям с общественностью косвенно влияет на доход компании, так как хорошая репутация – одно из самых ценных приобретений, постоянно работающее на успех.